Даниил Хармс

Меня нет дома

Спектакль Михаила Левитина в пространстве Сергея Бархина
Основная сцена
Возрастная категория: 18+
Продолжительность 3 часа
Спектакль идет с одним антрактом
Пушкинская карта
Меня нет дома
Премьера состоялась
15.11.2019
Автор пьесы и режиссер
Художник
Композитор
Художник по костюмам
Художник по свету
Хореограф
Звук
Наталья Слежова
Юрий Федорков
Свет
Алексей Козин
Помощник режиссёра
Татьяна Карякина
Никита Субботкин

Ближайшие даты

Спектакль-зеркало, в котором отражается влияние Хармса на людей, соприкасавшихся с ним, влияние Хармса на нас сегодняшних, влияние Хармса на мировоззрение любого человека. Все это — поиск в мире чего-то по-настоящему смешного. Чего-то, что вот уже два раза по 19 лет занимает Московский театр «Эрмитаж», авторский театр Михаила Левитина.

Важнейший для театра спектакль — как с исторической, так и с современной точки зрения. Спектакль завершающий трилогию, начатую в 1982 году постановкой Михаила Левитина «Хармс! Чармс! Шардам! или Школа клоунов», в котором блистали Любовь Полищук, Роман Карцев, Евгений Герчаков, Юрий Чернов, Александр Пожаров и другие. Художником стал народный художник РФ Борис Мессерер. Именно с этого спектакля началась новая страница истории театра «Эрмитаж», а произведения Даниила Хармса впервые в истории мирового театра ожили на сцене.

Второй спектакль Михаила Левитина по Хармсу — «Белая овца» был поставлен на рубеже веков и тысячелетий в 2000 году — без малого 19 лет спустя. Спектакль-заклинание, в котором играло уже новое поколение эрмитажевцев: Юрий Беляев, Ирина Богданова, Дарья Белоусова, Екатерина Тенета, Геннадий Храпунков, Сергей Олексяк, Станислав Сухарев и другие. Художник спектакля — Давид Боровский. И это был уже другой Хармс, лирический и любовный.

В 2019 году, еще 19 лет спустя, Московский театр «Эрмитаж» отмечает свое шестидесятилетие и завершает трилогию постановкой «Меня нет дома». Сегодня, буквально с каждым годом, растет увлечение произведениями Хармса не только у нас в стране, но и во всем мире, — ставить Хармса, кажется, все труднее и труднее. И на «Эрмитаже» как на театре, открывшим всем творчество великого обэриута, лежит особая ответственность. Но какой ракурс найти, чтобы вновь вернуться к Хармсу сегодня?

Такой ракурс был найден и основывался он на впечатлении от книги замечательного литературоведа Владимира Глоцера «Марина Дурново. Мой муж Даниил Хармс». Книга эта построена на устных воспоминаниях вдовы писателя Марины Владимировны Малич, автор разыскал ее в Венесуэле и записал воспоминания. Книга эта рассказывает абсолютную правду о последних годах Хармса вплоть до его ареста. По ней можно проследить и судьбу самой Марины Владимировны, которая несла на себе отпечаток хармсовской судьбы.

Тем не менее, несмотря на драматическую канву, несмотря на странствия Марины Малич по миру, из немецкого концлагеря в лагерь французский, после в Париж, потом в Венесуэлу… Несмотря на эту линию, театр «Эрмитаж» не расстается с творчеством самого Хармса. И внутри спектакля есть множество поразительных и совершенно новых (не только для зрителя, но и для самого театра) произведений Хармса. Именно они привнесли в спектакль удивительный и неповторимый юмор, живший в этой личности до последнего страшного дня. В спектакле принимает участие сразу несколько поколений актеров, а художником спектакля стал народный художник РФ Сергей Бархин.

Новости и пресса