Вакарина Ирина Геннадьевна

заведующая труппой, хореограф
Вакарина Ирина Геннадьевна
«Монолог, так монолог. Забавно — балерина в отставке вдруг разразилась монологом. Влияние Его Величества Драматического театра. Итак. Родилась я в Новосибирске в семье простых инженеров. Ах, какое было детство! Я росла в атмосфере тепла, счастья и безграничной любви. Родители были людьми творческими: папа прекрасно пел, любил оперетту, музыкальный театр, а мама хорошо рисовала. Ее студенчество прошло в Москве, где она стала страстным театралом. Наверное, эта страсть передалась мне по наследству. Артисты всегда представлялись мне небожителями. Но одержима с детства я была балетом и в десять лет устремилась в хореографическое училище. Училась самозабвенно, радостно и легко. Мне повезло с педагогом — А. В. Никифорова была ученицей прославленной Вагановой, так что я получила очень хорошую школу. По окончании училища меня сразу приняли в балетную труппу Новосибирского академического театра оперы и балета. В этом театре я станцевала много сольных и ведущих партий. Творческая жизнь была интересной и насыщенной, но в 35 лет я получила травму, несовместимую с балетной профессией. Сложный был период. Казалось, все закончилось, остановилось. Расставание с танцем было слишком болезненным.

Надо отметить, что, будучи студенткой хореографического училища, а затем артисткой балета, в свободное время (его было очень мало!) я ходила на спектакли в драматический театр «Красный факел». И это всегда было праздником. Когда же в связи с болезнью времени появилось «хоть отбавляй», я зачастила в «сибирский МХАТ». Так заполняла возникшую пустоту и боролась с депрессией. Балетные спектакли совсем не могла смотреть года три — очень было больно.

Моя знакомая, тоже бывшая балерина, работала в «Факеле» заведующей костюмерным цехом. Вот она-то и пригласила меня поработать костюмером. Я с удовольствием согласилась. «Костюмерила» месяца три, но почувствовала, что чего-то не хватает — не мое. Ушла. И буквально через неделю получила приглашение на должность завтруппой в этот же театр. Почему? До сих пор остается загадкой. Я отказывалась категорически. Было страшно — такая ответственность! Так близко к «небожителям»! И все-таки согласилась. Авантюра…

К своему удивлению, достаточно быстро освоилась. Приняли тепло, помогали, относились с пониманием и снисхождением — балерина все же, да еще «хромоножка».

Еще раз о везении: в «Красном факеле» я познакомилась с американской актрисой Кэтрин Кросби — она играла в ряде спектаклей. Однажды Кэтрин спросила (очень деликатно) о причине моей хромоты. Я отшутилась, приняв вопрос за простую любезность. Но любезность оказалась далеко не простой — через несколько месяцев меня прооперировали в Америке!

Поскольку после операции я стала полноценно двигаться, мне поручили несколько постановок как хореографу, помогала приглашенным хореографам. Они репетировали, обозначая хореографический рисунок, и уезжали. А я потом доводила танцевальный материал до кондиции, то есть творчеством я тоже в какой-то мере занималась. Вряд ли покинула бы полюбившийся «Красный факел», если бы не воля судьбы. Мой сын Иван тоже закончил хореографическое училище, стал артистом балета и работает в Москве. Каждое лето я приезжала к нему в гости. В театре «Новая опера» ежегодно проходит летний фестиваль балета. Я смотрела спектакли с участием сына. И вот однажды в саду «Эрмитаж» («Новая опера» и театр «Эрмитаж» расположены в этом замечательном, сказочном месте) я встретила знакомого по Новосибирску, который работал заведующим постановочной частью в театре «Эрмитаж». Он пригласил меня походить по закулисью этого театра, которое мне показалось необычайно атмосферным.

Уехала в Новосибирск. И вдруг — звонок директора театра «Эрмитаж» с приглашением на должность завтруппой. Согласитесь, неожиданно? Я, человек не очень уверенный в себе, сомневалась, трусила. Но когда встретилась с художественным руководителем театра (это произошло в Новосибирске, где Михаил Захарович Левитин ставил «Ревизора» в оперном театре), сомнения мои буквально через несколько минут рассеялись. Он меня убедил, увлек, очаровал. И вот уже пятый год я здесь. Хочу признаться в любви театру «Эрмитаж», Михаилу Левитину. В театре очень важна атмосфера за кулисами. У нас она — замечательная. Мы все созвучны друг другу.

Какими качествами должен обладать человек на такой должности? Неверное, быть немного психологом, чутким, корректным, заботливым и, конечно, очень любить актеров. Театр — понятие круглосуточное, и завтруппой — это, пожалуй, не должность, а образ жизни. Я своим образом жизни очень довольна. «Эрмитаж» — моя религия, мой мир, моя музыка. Мне повезло! Я счастливый человек».

Ирина Вакарина, Страстной бульвар, 10. Выпуск № 8-148/2012, рубрика «Монолог», 06.2012

Новости и пресса