Приходит такое время, когда нужно ставить о том, что ты знаешь лучше всего к этой минуте — о возрасте. Загадочное время жизни человека, и может быть, самое интересное, если длится оно достойно. Как у Дон Кихота — уже больше 400 лет. Он не стареет и не молодеет, у него один очень-очень солидный возраст. В этом возрасте он ухитряется вести себя как роскошный, смелый, прекрасный и добрый молодой человек.
Спектакль ставится в композиции из нескольких вариантов «Дон Кихота». На первом месте Сервантес, его мы учитываем, как только можем. Какие-то сцены сделал я сам, кое-что берем из булгаковской пьесы, которая интонационно, при всей своей красоте, все же немного архаична. Вопреки привычке и традиции рифмовать Сервантеса с одной лишь испанской культурой, мы вплетаем в ткань спектакля и стихи выдающегося француза — Жака Превера.
Этот спектакль — прогулка маргинала, — человека, существующего и держащего в себе культуру на протяжении четырехсот лет, — прогулка перед смертью. Ему интересно, что стряслось с людьми, каким он мир оставляет, кому нужен «Дон Кихот» Сервантеса? Может быть, он никому и не нужен вовсе?
При всех горьких минутах, которые обязательно возникнут в спектакле, существует огромное количество комических ситуаций, интермедии комедийного толка и плана. Думаю, не всякий зритель разберется, присутствует ли он на фарсе или же на трагедии.
Михаил Левитин