Филиппов Михаил Иванович

Народный артист РФ (1996), Государственный академический Малый театр
Филиппов Михаил Иванович
Родился 15 августа 1947

«Если я чего-то и хотел в этой жизни, в профессии и в актерском деле, то встретить Михаила Ивановича Филиппова. Я и встретил его, встретил очень рано, когда мне и ему было по 23 года. Мы рыскали по Москве в поисках подвалов в чудесной группе людей, где была Света Брагарник, Лия Ахеджакова, Иван Дыховичный, Ольга Остроумова, сам Михаил Филиппов, Сева Абдулов, Миша Янушкевич. Это была очень перспективная группа, с которой можно было сделать замечательный театр. Но им не повезло. Я мог ставить у них спектакли, которые мне казались дивными, мог увлекать их, но строить театр и планомерно заниматься добычей денег, здания, покровителей я не мог. Так мы покуражились и расстались. Однако первая встреча с Михаилом Ивановичем была еще раньше — в студии Марка Розовского „Наш дом“, куда меня пригласил сам Марк после премьеры моего спектакля „О том, как господин Мокинпотт от своих злосчастий избавился“ в Театре на Таганке. Я тогда предложил „Дон Кихота“ Михаила Булгакова, где, естественно, Филиппов играл Дон Кихота, а Александр Филиппенко играл Санчо Панса. Счастье было огромным, эта парочка была грандиозной. Да и вокруг были мощные люди, например, Володя Точилин. Все было отдано мне на откуп. Но парторганизация МГУ закрыла студию „Наш дом“, по-моему, как раз на этом недовыпущенном спектакле.

С тех пор мы всюду были с Михаилом Ивановичем. Мы были вдвоем. Мы ходили, думали и что-то такое воображали вдвоем. Он играл в спектаклях, поставленных мною в других театрах, ведь я не был в штате ни одного театра, меня запрещено было брать. Потом я образовал студию в Институте им. И. В. Курчатова, доступ в который был закрыт, но мне его каким-то чудом открыли после успеха все того же „Мокинпотта…“ на Таганке. Это была студия буффонады. Михаил Иванович Филиппов был там со мной. В то время он уже занимался в ГИТИСе. Так мы и жили — очень дружно.

Затем произошли некоторые события, которые нас развели, не идеологически или нравственно, а просто биографически. Мы расстались на тридцать лет. Конечно, мы встречались друг с другом, каждый раз говорили, что мы что-то начинаем, но в результате ничего не получалось. Были трагические события в его жизни, были драматические в моей, и это тянулось долго. Наконец, через массу лет, когда все обрело свою истинную цену — и наше прошлое, и тот временной промежуток, когда мы не общались (может быть нужный, а может — и нет), мы встретились и поставили спектакль по великому произведению Антона Павловича Чехова „Скучная история“. Я написал пьесу, называлась он „Тайные записки тайного советника“, в которой он играл центральную роль. Затем был спектакль по Юрию Домбровскому — „Меня убить хотели эти суки“, в котором он играл сразу две центральные роли. Это было написано специально для него и долго-долго строилось, потому что этот роман инсценировать было чрезвычайно сложно, и по-моему, мало кто на это отваживался. За эти работы он получил и „Хрустальную Турандот“, и Премию Станиславского, оставаясь очень успешным актером Театра им. Вл. Маяковского, где он играл много ролей. Я не видел ни одной из них, кроме Наполеона (спектакль „Наполеон Первый“ по Ф. Брукнеру), но, по-моему, она и была самой крупной в жизни Театра им. Вл. Маяковского.

Всегда это был человек, отличающийся от – не в обиду будет сказано — людей своего актерского сословия. Отличался он, прежде всего, не только своим громадным талантом, а еще и своей большой культурой. Это образованнейший человек, сумасшедший книгочей, причем он читает те книги, которые надо читать. Он – человек, который в юности писал новеллы на французском языке. Это удивительное явление в актерской среде, и близкий, любимый мною артист. Артист, который, как я всегда говорю — то же, что и я, только лучше. Во всяком случае, на сцене. Великий артист Виктор Гвоздицкий, который был в нашем театре, когда мы с ним спорили, и что-то не получалось, при каждом удобном случае говорил: „Идите, позовите своего Филиппова“. Гвоздицкого, на мое горе нет, он ушел, а Михаил Иванович, слава Богу, вернулся ко мне, в эту жизнь.

У Михаила Филиппова есть большое количество удачных киноработ. Среди прочих это „Красное и черное“, „Артистка из Грибова“, „Небеса обетованные“, телесериал „Иван Грозный“ и другие. Я помню какой-то убийственный детектив, который вошел в сознание как криминального, так и интеллигентного мира, где он играл две или три роли — родных братьев-близнецов. Я такой мощи и красоты не видел! Кроме того, он один из любимых артистов Эльдара Александровича Рязанова, о чем сам Эльдар Александрович мне говорил. Он любимый артист многих хороших и культурных людей. У него есть чему поучиться. Он – поэт, хоть он сам себя таковым не считает. Он пишет стихи и мыслит стихами. Он слишком странный и ни на кого не похожий тип в актерском деле.

В период зрелости мы вновь обрели друг друга, как и подобает настоящим влюбленным».

Михаил Левитин


Работы в спектаклях театра «Эрмитаж»:

  • Тайные записки тайного советника, М. Левитин по А. Чехову
  • Меня убить хотели эти суки, по Ю. Домбровскому
  • Лир король, У. Шекспир