03 февраля 2024
Лариса Каневская, независимый интернет-журнал «Мнение». Оригинал статьи.
Спектакль Николая Шейко длится совсем недолго, но очень много в себе содержит, прежде всего, любви. Любви материнской и сыновней, любви людей к людям, несмотря на общечеловеческую вечную трагедию злобы и ненависти.
Постановка идет в театре "Эрмитаж" не первый год, но выглядит свежо и сейчас еще актуальней, чем десять лет назад. Режиссер Николай Шейко составил сценическую композицию всего из двух текстов: подробное письмо Матери из романа «Жизнь и судьба» и подлинное письмо Василия Гроссмана, написанное им, как ответ трагически погибшей в 1941 году матери, двадцать лет спустя…
Мать играет актриса Александра Ислентьева. Играет – слово тут совсем неподходящее. Ислентьева и есть – Мать с огромным горячим сердцем, открытой душой, бесценным даром любви и острой восприимчивостью к происходящему вокруг. Екатерина Савельевна, она же - Малка Зайвелевна, мать Василия Гроссмана, в письме обращается к сыну по имени Витя, поскольку один из главных героев автобиографического романа Гроссмана "Жизнь и судьба" - Виктор Штрум. Скромная тихая интеллигентная женщина врач, честно трудившаяся двадцать лет офтальмологом, помогшая сотням пациентов, в одночасье вынуждена разочарованно констатировать резкую перемену отношения к людям, виновным всего лишь в том, что родились евреями. Почему так быстро проявилось в окружающих самое плохое, почему соседи злорадствуют над униженностью ее нового положения, ведь кроме добра они от доктора ничего не видели? Почему они так довольны тем, что евреев ущемляют в правах, выгоняют из домов и вообще убивают? Квасные патриоты, ненавидящие все инакомыслящее, восхваляющие только исконно-посконное национальное, обычно легко его предают, оказавшись перед выбором. По словам Екатерины Савельевны, такие псевдопатриоты готовы «продаться за тридцать немецких сребреников», готовы выслуживаться перед фашистами, доносить на знакомых евреев, коммунистов и пр., с которыми до прихода новой власти вполне мирно уживались.
Сердце сжимается от боли, что дворовая собака единственная в доме отнеслась к ней по-человечески, в отличие от соседей, выгнавших доктора из комнаты в чулан без окна, присвоивших ее диван, стол и личные вещи, жестоко спорящих при ней, что кому достанется.
Спасибо режиссеру, не показавшему ужасные натуралистические картины сгоняемых в гетто евреев. Вполне достаточно описания матери, как евреи уходили из города колонной по мостовой, одетые в черные пальто, а с тротуаров на них смотрели земляки в светлых рубашках, «словно для евреев и солнце отказалось светить». Оказавшись в гетто, Екатерина Савельевна только в эти дни осознала свое еврейство, почувствовала кровную связь со своим народом, ведь она родилась и всю жизнь жила в России. Когда отец после революции предлагал ей уехать в Южную Америку, та категорически отказалась, ведь она так любила все русское и не представляла, как можно прожить без русского языка и литературы, без русской культуры вообще.
Подмечая происходящее, подробно описывая каждый свой день, последний час, Екатерина Савельевна оставила будущим поколениям бесценные сведения. Люди в нечеловеческих условиях могли жить одной лишь надеждой: обустраивая нехитрый быт, учили детей, помогали друг другу, чем могли. Врачи лечили, портные шили. Екатерина Савельевна давала соседскому мальчику уроки французского и расстраивалась его плохому произношению, горько шутила, что «евреев собрали в гетто не для того, чтобы их охранять, как зубров Беловежской пуще, а для убоя», чтобы вскоре их уничтожить всех до одного.
На сцене – стул с пледом, чемодан с книгой и несколько свечей. Сценография Валерия Фомина лаконично строга. Музыкальное оформление красноречиво и деликатно: мать и сын (Василий Корсунов) негромко напевают еврейские песни, не форсируя звук, не выжимая слез из своих блестящих глаз, не давая скатиться слезинкам.
Последние напутственные слова матери своему дорогому сыну перед смертью: «Помни, в дни горя и в дни счастья, материнская любовь всегда с тобой, ее ничто не в силах убить…».
Самое главное – хранить неразрывную связь с близкими людьми, неважно, письменно, мысленно или устно, чтобы ни случилось, она поможет не пасть, остаться Человеком.
Спектакль Николая Шейко длится совсем недолго, но очень много в себе содержит, прежде всего, любви. Любви материнской и сыновней, любви людей к людям, несмотря на общечеловеческую вечную трагедию злобы и ненависти.
Постановка идет в театре "Эрмитаж" не первый год, но выглядит свежо и сейчас еще актуальней, чем десять лет назад. Режиссер Николай Шейко составил сценическую композицию всего из двух текстов: подробное письмо Матери из романа «Жизнь и судьба» и подлинное письмо Василия Гроссмана, написанное им, как ответ трагически погибшей в 1941 году матери, двадцать лет спустя…
Мать играет актриса Александра Ислентьева. Играет – слово тут совсем неподходящее. Ислентьева и есть – Мать с огромным горячим сердцем, открытой душой, бесценным даром любви и острой восприимчивостью к происходящему вокруг. Екатерина Савельевна, она же - Малка Зайвелевна, мать Василия Гроссмана, в письме обращается к сыну по имени Витя, поскольку один из главных героев автобиографического романа Гроссмана "Жизнь и судьба" - Виктор Штрум. Скромная тихая интеллигентная женщина врач, честно трудившаяся двадцать лет офтальмологом, помогшая сотням пациентов, в одночасье вынуждена разочарованно констатировать резкую перемену отношения к людям, виновным всего лишь в том, что родились евреями. Почему так быстро проявилось в окружающих самое плохое, почему соседи злорадствуют над униженностью ее нового положения, ведь кроме добра они от доктора ничего не видели? Почему они так довольны тем, что евреев ущемляют в правах, выгоняют из домов и вообще убивают? Квасные патриоты, ненавидящие все инакомыслящее, восхваляющие только исконно-посконное национальное, обычно легко его предают, оказавшись перед выбором. По словам Екатерины Савельевны, такие псевдопатриоты готовы «продаться за тридцать немецких сребреников», готовы выслуживаться перед фашистами, доносить на знакомых евреев, коммунистов и пр., с которыми до прихода новой власти вполне мирно уживались.
Сердце сжимается от боли, что дворовая собака единственная в доме отнеслась к ней по-человечески, в отличие от соседей, выгнавших доктора из комнаты в чулан без окна, присвоивших ее диван, стол и личные вещи, жестоко спорящих при ней, что кому достанется.
Спасибо режиссеру, не показавшему ужасные натуралистические картины сгоняемых в гетто евреев. Вполне достаточно описания матери, как евреи уходили из города колонной по мостовой, одетые в черные пальто, а с тротуаров на них смотрели земляки в светлых рубашках, «словно для евреев и солнце отказалось светить». Оказавшись в гетто, Екатерина Савельевна только в эти дни осознала свое еврейство, почувствовала кровную связь со своим народом, ведь она родилась и всю жизнь жила в России. Когда отец после революции предлагал ей уехать в Южную Америку, та категорически отказалась, ведь она так любила все русское и не представляла, как можно прожить без русского языка и литературы, без русской культуры вообще.
Подмечая происходящее, подробно описывая каждый свой день, последний час, Екатерина Савельевна оставила будущим поколениям бесценные сведения. Люди в нечеловеческих условиях могли жить одной лишь надеждой: обустраивая нехитрый быт, учили детей, помогали друг другу, чем могли. Врачи лечили, портные шили. Екатерина Савельевна давала соседскому мальчику уроки французского и расстраивалась его плохому произношению, горько шутила, что «евреев собрали в гетто не для того, чтобы их охранять, как зубров Беловежской пуще, а для убоя», чтобы вскоре их уничтожить всех до одного.
На сцене – стул с пледом, чемодан с книгой и несколько свечей. Сценография Валерия Фомина лаконично строга. Музыкальное оформление красноречиво и деликатно: мать и сын (Василий Корсунов) негромко напевают еврейские песни, не форсируя звук, не выжимая слез из своих блестящих глаз, не давая скатиться слезинкам.
Последние напутственные слова матери своему дорогому сыну перед смертью: «Помни, в дни горя и в дни счастья, материнская любовь всегда с тобой, ее ничто не в силах убить…».
Самое главное – хранить неразрывную связь с близкими людьми, неважно, письменно, мысленно или устно, чтобы ни случилось, она поможет не пасть, остаться Человеком.