«Слепые кони Фортуны»: режиссер Михаил Левитин размышляет о предопределенности судьбы

«Слепые кони Фортуны»: режиссер Михаил Левитин размышляет о предопределенности судьбы
17 октября 2023
Елена Булова, «Московская правда», оригинал статьи

На сцене Московского театра «Эрмитаж» состоялась премьера мистерии-мелодрамы «Слепые кони Фортуны». Режиссер Михаил Левитин стал одним из первых в России, кто замахнулся на сложный, перенасыщенный образами и философией роман «Призрак Александра Вольфа» представителя русской эмиграции Гайто Газданова, скончавшегося в Мюнхене в 1971 году.

Действие спектакля начинается во время Гражданской войны в России 1917 – 1922 годов и продолжается в Париже в тридцатые годы двадцатого века. Тема спектакля в чем-то перекликается с булгаковским «Бегом». Главный герой постановки в исполнении Евгения Фроленкова снова и снова возвращается к мучительному эпизоду своей жизни. Из бесконечного количества ощущений самым тягостным для него является воспоминание о единственном убийстве, которое он совершил в молодости…

Будучи солдатом во время военных действий в ходе Гражданской войны, герой оказался на пыльной дороге, где ему пришлось выстрелить во всадника на огромном белом коне (прямой отсыл к коням Апокалипсиса) после того, как его собственная лошадь была застрелена. Последние мгновения жизни молодого, двадцатидвухлетнего парня годами мучат героя, которого постановщик окрестил Автором.

После войны Автор перебирается в Париж и в эмиграции становится журналистом, пишущим новости про все подряд. Во французском уличном кафе он неожиданно наталкивается на книжку с рассказом некоего Александра Вольфа, который предельно точно описывает то самое происшествие. Автор начинает подозревать, что убитый им человек каким-то чудом выжил, и бросается на его поиски. Мотивы этого поиска зрителям долгое время остаются неясными. А сведения, которые Автор получает от окружающих о человеке, написавшем рассказ, весьма противоречивы – обстоятельство, держащее зрителя в напряжении весь первый акт.

Так, например, издатель рассказа (Петр Кудряшов) уверенно говорит, что Вольф – вовсе не русский, а англичанин, который никогда не выезжал из Лондона больше чем на две-три недели, да и то «только в Париж или в Рим».

А вот некто Владимир Вознесенский (Сергей Олексяк) утверждает, что герой кошмаров Автора жив. И даже рассказывает историю чудесного спасения Вольфа как ее непосредственный очевидец и участник.

В ходе расследования центральный персонаж сталкивается с огромным количеством людей, живущих в то время в Париже. У каждого – своя судьба, каждый так или иначе вносит лепту в картину мира главного героя, хотя некоторые разговоры, на первый взгляд, могут показаться необязательными и к самой истории имеющими мало отношения. Но в итоге эта картина мира из пазлов все-таки собирается: становится ясно, что встречные люди как бы предостерегают Автора, намекают, разворачивают многовариантность собственного возможного будущего центрального персонажа. За всем этим читается замысел режиссера поговорить с нами о том, предопределена ли на самом деле человеческая жизнь, существует ли так называемый рок, или все же мы – свободные игроки в предлагаемых обстоятельствах Судьбы.

Строча за чашкой кофе очередную заметку в газету, Автор узнает о судьбе завсегдатая кафе бывшей роковой красавицы, ныне – старухи в черном с клюкой (Людмила Колесникова). Эта красавица когда-то погубила по глупости своего возлюбленного ( главное сочетание тут – «по глупости»).

Видит Автор и регулярно появляющегося в кафе Калмыка (Константин Тумилович) – молодого человека, промышляющего тем, что собирает мелкие монеты, а потом дает их в рост.

Перед взором героя предстает известный бандит Курчавый Пьеро (Андрей Павлов), которого все считают сбежавшим из города, а он меж тем лихо отплясывает танго с красавицами-официантками в самом центре французской столицы. Автор вполне способен предвидеть судьбу Пьеро, навлекшего на себя кару закона после убийства в припадке слепой ревности соперника – боксера в образовавшемся любовном треугольнике.

В истории появляются и сами боксеры (великолепно поставленный Левитиным поединок артистов Романа Жарского и Алексея Жукова). Появляется и прекрасная женщина Елена Николаевна (Валерия Столбикова). А еще – трагичная в своей незащищенности «Лилипуточка» (Алла Черных), судьба которой вызывает искреннее сочувствие.

В конце концов происходит и неминуемое столкновение Автора и «убитого» (Павел Мамонов), так долго двигавшихся навстречу друг другу. Мы становимся свидетелями их объяснения и даже примирения. Но, несмотря на весь проделанный путь страданий и «работы» над чудовищной ошибкой молодости, Автор в финале свой выстрел все же совершит, поставив перед зрителями вопрос о ценности нашей осознанности. Путь героя в этой истории определяет его старая душевная травма.

Драматизм происходящего умело акцентирован декорациями, созданными художником Гарри Гуммелем. Действие, то взмывающее вверх к пронзительным драматичным нотам, то спускающееся вниз, к площадному трагифарсу, подчеркивается музыкой Сен-Санса и Чайковского, цыганскими романсами, популярными песнями Дашкевича и Шаинского и музыкальными фразами из мультипликационного фильма «Новый Гулливер».

Проблематика, любовный треугольник, детективный сюжет, драматический финал – все это создает ощущение, что спектакль Михаила Левитина имеет все основания стать заметным театральным явлением.