Роковая на них печать

Роковая на них печать
01 января 2024
Анна Чепурнова. «Театральная Афиша столицы». Оригинал статьи.

Эмиграция чаще всего не сахар, даже для того, кто обосновался в самом романтическом городе мира – Париже. А когда человека при этом еще и мучают угрызения совести за убийство, пусть и совершенное с целью самозащиты в годы Гражданской войны, то и вовсе становится трудно дышать. Наступит ли облегчение, если выяснится, что считавшийся погибшим на самом деле не умер? Михаил Левитин создал спектакль о расставшихся с родиной не по своей воле, ценности и хрупкости нашей жизни и о том, что все события в ней, включая и кажущиеся случайными, взаимосвязаны.
Постановка основана на романе «Призрак Александра Вольфа» писателя русской эмиграции Гайто Газданова. На отечественной сцене его произведения – редкие гости. Первый акт смотрится как самый настоящий детектив. Главный герой, молодой журналист (Евгений Фроленков), разыскивает автора взволновавшей его книги, который все время ускользает от него, так что становится неясно, а существует ли такой мужчина на самом деле.
Спектакль пронизан атмосферой пряного и опасного Парижа. В ресторан на сцене через вращающуюся дверь в стиле модерн входят то опасный преступник по кличке Курчавый Пьеро (Андрей Павлов) – элегантный и бесшабашный любитель женщин, то охотящийся за ним сыщик (Владимир Дмитриев). А также зловещая старуха (Людмила Колесникова), оборачивающаяся красавицей во время рассказа о том, как погубила своего любимого и пару его друзей. В газету журналисту приходится писать о боксерском поединке, который видят и зрители спектакля, причем его ведут настоящие спортсмены.
Жизнь молодого человека полна ярких впечатлений, но ему страстно хочется того, чего он, оторванный от родной страны и близких, оказался лишен – любви и душевного тепла. Надежду на их обретение ему дарит знакомство с соотечественницей Еленой Николаевной (Валерия Столбикова). Но у нее есть свой скелет в шкафу, способный помешать счастью героев. И кое в чем он родственен тайне рассказчика, встречающего наконец загадочного Александра Вольфа (Павел Мамонов). Выясняется, что выстрел, не убивший его когда-то физически, уничтожил эту незаурядную личность душевно. Теперь мужчину занимают лишь мысли о смерти, и в ее мрачную бездну он вполне способен утащить за собой кого-то еще.