MUSECUBE о премьере спектакля "Лес. Частный случай"

30 декабря 2024

Не так много осталось в Москве настоящих авторских театров «с историей», сохранивших к тому же дух бойкой студийности, как «Эрмитаж» Михаила Левитина. Здесь ощущается не просто атмосфера, а целая экосистема – от гардероба и буфета до вахтёра и капельдинера все нацелены на контакт с театралом и готовы провести зрителя под белы рученьки через любые квесты, которые заданы архитектурой здания на проспекте Калинина (он же Новый Арбат), и открыть двери в приключение, подготовленное талантливой труппой театра. Ведь стиль Левитина – именно приключение с участием зрителей.

Таков и «Лес» А. Н. Островского – точнее, «Лес. Частный случай» (читаем слитно и сразу слышим важную аллитерацию), спектакль по мотивам классической комедии о старинной жизни и не только: например, творцы ухитрились передать своеобразный привет зданию театра в Каретном ряду…

Когда-то режиссёра С. Соловьёва спросили, как бы он использовал придуманную им communication tube (трубу для сообщений) из фильма «Асса». Он ответил: «Я всунул бы туда весь фильм». Про «Лес» в «Эрмитаже» трудно рассказывать, не впадая в детали, которые все как одна станут «спойлерами». Да, история бродячих артистов Несчастливцева и Счастливцева, забредших в усадьбу богачки Гурмыжской (тётушки первого из них) и переменивших там несколько судеб, достаточно знаменита. Но вы ни за что не предскажете, КАК М. Левитин преподносит события этой одиссеи. Не стану портить вам кайф и драйв. Кстати, они в основном сосредоточены во втором акте. Первый, пожалуй, можно считать «тестовым»: он нарочито нетороплив и вычурен. Если вы не ушли в антракте, то за верность и веру вам выдадут акт второй.

Оставив подачу сюжета в секрете, сразу перейдем к исполнителям главных ролей. Ирина Богданова (Гурмыжская) врывается в нашу грешную жизнь своей неистовой «добродетелью» в кавычках, как валькирия. Её альтер эго Улита (Ольга Левитина), напротив, буквально изводит аудиторию своей бытовой неопрятностью и низкой социальной ответственностью. Колоритный Владимир Дмитриев в роли барина Милонова – этакий бодипозитивный амур, ярый фанат Гурмыжской, в остальном же этот персонаж совершенно никчемная личность. Уар Бодаев (актер Олег Заболотный), его противоположность, желчный человек с ружьём, обо всех судящий критически, но интересующийся по-настоящему лишь отстрелом горжеток, простите, пернатых, сыплющихся с колосников (через раз – он еще и мазила). Лакея Карпа играет Пётр Кудряшов, и вы найдете в нем родственную душу: в моменты, когда на сцене будет твориться леший знает что, найдите уголок, из которого в шоке выглядывает Карп Савельич. Наконец, особое «увлечение» хозяйки – недоросль Алёша (Андрей Павлов) – по праву получил персональный саундтрек «вот как, вот как, серенький козлик».

Семейство Восьмибратовых – отец Иван (колоритный Денис Назаренко) и сын Пётр (ярко изображающий не очень высокий уровень умственного развития Василий Корсунов) имеют в Пеньках, поместье Гурмыжской, очень разный интерес. Отец торгует лес, сын сохнет по бесприданнице Аксюше (пронзительная актерская работа Ким Кошевой).

Наконец, главные герои «лесчастного случая» — Гурмыжский-Несчастливцев (Станислав Сухарев) и аноним Счастливцев, беспаспортный комик (Сергей Бесхлебнов). В первом акте они пребывают обочь сюжета и сценической площадки, припоминая и разыгрывая друг для друга свои непутёвые биографии – причём делают это с такой отдачей, что иной раз думаешь: костей не соберут, особенно комик. Зато во втором именно им дано показать нам разницу между актёрским искусством и житейским лицемерием, театром и склокой, цеховым братством лицедеев и взаимным раболепием хозяев жизни.

Отдельным эпизодом вставлена в спектакль – и это одна из традиций Левитина-режиссёра – баллада Бориса Пастернака «Сказка». Держитесь крепче за реальность, потому что вас может унести в мир грёз за здорово живёшь. Тем более что время от времени по краю повествования дефилирует некто в цилиндре и бакенбардах, аутентично побрякивая на там-таме. Но не буду раскрывать все секреты. Приходите, оставайтесь, будет весело и не без рыданий. Театр — он такой!

Автор: Елена Трефилова

Источник
Фоторепортаж спектакля