05 апреля 2023
ДИРЕКТОРСКАЯ ЛОЖА
АНАСТАСИЯ МОГИНОВА: «НУЖНО ВСЕГДА УМЕТЬ ДОГОВАРИВАТЬСЯ»
Автор: Анастасия ЕВТЕФЕЕВА | Фото: пресс-служба театра
В июне 2022 года Анастасия МОГИНОВА, человек для театра не новый, назначена директором театра «Эрмитаж», к которому незадолго до этого присоединили театр «Сфера», несмотря на его масштабную кампанию по сохранению своей самостоятельности. О том, как два авторских театра живут после объединения, о планах на будущее и итогах прошедшего, – в интервью «Театрала».
– Анастасия Рафисовна, начать разговор хотелось бы с реконструкции исторического здания театра «Эрмитаж», которая тянется уже 12-й год. Как обстоят дела сейчас?
– Надеюсь, что с историческим зданием все будет хорошо, и мы скоро вернемся в свой дом. Про сроки ничего сказать не могу - я не строитель. Этими вопросами занимается специальный человек. Дело в том, что здание признано памятником архитектуры, и это осложняет работы: изначально у нас планировался капремонт, а теперь это реконструкция. Хочется верить, что скоро в здании театра начнутся строительные работы.
Через два года у нашего художественного руководителя Михаила Захаровича Левитина юбилей. И мы, конечно, очень бы хотели отпраздновать его в нашем доме, в историческом здании «Эрмитажа».
– За эти годы уже что-то было сделано?
– Нет, ничего. Пока что мы своими силами поддерживаем здание в надлежащем виде: чистим снег, следим за территорией, латаем крышу, – чтобы наш театр дождался той самой реставрации.
– Вы сейчас директор не только «Эрмитажа», но и «Сферы». Как выстроили систему управления двумя театрами? Я говорю «двумя театрами», потому что «Сфера» осталась достаточно самостоятельной, со своим репертуаром и труппой.
– Вы прекрасно знаете, что по документам эти театры теперь единое юрлицо и «Сфера» стала структурным подразделением «Эрмитажа». Но я не делаю между ними различий – отношусь как к двум детям в семье. Да, они разные по характеру, но для меня они равноправны и одинаково любимы. Мы сейчас уже привыкли друг к другу, научились доверять.
«Сфера» очень поющий театр. Вот мы с вами разговариваем, а они поехали в госпиталь Бурденко с концертом, поддержать наших раненых. Вообще, «Сфера» очень активно участвует в жизни города. Я надеюсь, что и «Эрмитаж» последует ее примеру. Будем стараться использовать сильные стороны каждого из театров на общее благо.
– Это так и останутся два разных по сути театра, или со временем будут предприниматься попытки привести их к единому стилю?
– Ни в коем случае. Потому что театр «Эрмитаж» – это авторский театр Михаила Левитина, а театр «Сфера» – это авторский театр Екатерины Еланской.
Традиции основателей почитаются и сохраняются и там, и там. Мы очень дружны коллективами, а с административной точки зрения – это одно учреждение. Но репертуарная политика у каждого своя и не может стать единой.
– Какие пути развития вы, как директор, видите для театра «Эрмитаж»?
– У людей сейчас немного поводов для улыбки, поэтому мы хотим хоть немного порадовать зрителя. Тем более что театр Михаила Левитина - это театр клоунады. Он в свое время хотел даже назвать театр «Школа клоунов». И великие клоуны, которым Михаил Захарович всегда поклонялся, играют большую роль в эстетике «Эрмитажа».
– Что из запланированного на сезон уже удалось реализовать и какие планы строите на ближайшее будущее?
– В этом сезоне мы уже приняли в репертуар три постановки по итогам творческой лаборатории «Театр Михаила Левитина глазами его учеников». Это дипломный спектакль «Поклонницы» ученицы Левитина Ирины Богдановой, «Я, Леня Енгибаров» Алевтины Пузырниковой и «Сказы нянюшки Арины» Ольги Левитиной.
Еще в этом сезоне у нас вышла большая премьера по Михаилу Булгакову «Путешествие на Багровый остров» в постановке Михаила Левитина.
Из запланированного: еще одна постановка Михаила Захаровича «Слепые кони Фортуны» по роману Гайто Газданова и детский спектакль «Сказки дядюшки Римуса» Алевтины Пузырниковой. Мы надеемся выпустить их в этом сезоне, но если не получится, то уйдем в осень.
– А какие планы у театра «Сфера»?
– В прошлом сезоне Александр Викторович Коршунов выпустил спектакли «Без вины виноватые» и «Незнайка и его друзья», а молодой и талантливый выпускник ГИТИСа Иван Рубцов представил на суд зрителей спектакль «Земля Эльзы». В этом сезоне Александр Викторович поставил очаровательную французскую комедию «Подсвечник» по пьесе Альфреда де Мюссе. В мае у нас грядет премьера спектакля «Ревизор», режиссер Сергей Виноградов. Уже активно идут репетиции, утвержден макет спектакля. Осенью будет еще одна премьера Александра Викторовича, но ее мы проанонсируем позже.
– В декабре в СМИ сообщалось о том, что зрители стали активнее ходить в театры, продажи билетов выросли на 40%. Как это отразилось на экономических успехах ваших коллективов?
– Зрителям нужен сейчас театр. Про «Сферу» могу сказать, что туда зрители всегда идут активно. Это любимый театр своего зрителя, как и «Эрмитаж».
Действительно, в ноябре-декабре стали покупать больше билетов и делать это сильно заранее. Если прежде билеты разлетались за два-три дня до спектакля, то на многие предновогодние постановки все было раскуплено уже за месяц. Но после новогодних праздников волна активности немного схлынула - это нормальная театральная практика, когда до 25 января происходит спад продаж. Сейчас все вернулось на круги своя: в среднем в театре «Эрмитаж» посещаемость составляет 72%, «Сферы» - 90%.
– Мы говорили с вами о лаборатории, благодаря которой в репертуар театра «Эрмитаж» вошли новые спектакли. Вы, будучи директором, как относитесь к таким лабораториям?
– Я к ним отношусь крайне положительно. Более того, я инициирую подобные вещи, потому что это дает возможность артистам показать эскизы своих работ, а не сидеть и ждать, когда позовут на роль. Лаборатории сейчас пользуются большой популярностью - они проходят почти во всех театрах. Когда артистам дают возможность выразить себя, то театр не стагнирует, он живет. Такие лаборатории еще и незатратны: помещения в театре есть, кое-какой реквизит тоже. Нужны только идея и талант.
В основу нашей лаборатории легли работы учеников Михаила Левитина, которые в разные годы окончили его мастерскую в ГИТИСе. В рамках такой лаборатории артисты и начинающие режиссеры представляют худсовету театра эскизы, которые либо доделывают и пускают в репертуар, либо откладывают.
– Анастасия Рафисовна, в прошлом вы продюсер. Этот опыт как-то помогает управлять государственным репертуарным театром?
– Да, у меня есть довольно большой продюсерский опыт. И он помогает мне быстро и четко давать оценку происходящему, оперативно находить выход из сложной ситуации. Ведь будучи продюсером, ты рискуешь только своими деньгами, и приходится находить единственно верное решение. Это очень мощная профессиональная закалка. Отчасти поэтому меня не страшит, что сейчас я фактически руковожу двумя совершенно разными репертуарными театрами.
– Если вы, как директор, понимаете, что спектакль может оказаться неуспешным, то окончательное решение, выпускать его или нет, остается за вами или за художественным руководителем?
– Я могу высказать свои опасения художественному руководителю или главному режиссеру, но они как руководящие творческие единицы берут на себя значительную часть ответственности за успех спектакля. Конечно, в театре бывает всякое, но в любом случае все службы будут работать с тем, что есть, чтобы прежде всего покрыть расходы на постановку.
Право вето есть как у художественного руководителя/главного режиссера, так и у директора, который несет финансовую ответственность за спектакли. Но говорить ультимативно: «Нет», – это про характер и амбиции. Нужно всегда уметь договариваться. У нас же одна задача: сделать театр успешным.
– Из-за должности в госучреждении в свое время вам пришлось оставить продюсерскую компанию «М-АРТ». Сложно далось это решение?
– Да, такое решение я приняла несколько лет назад, когда пришла работать в театр. Сложно ли мне было бросить свое детище? Непросто. В жизни приходится принимать непростые решения. Я о своем совершенно не жалею, как и мой брат. Просто надо принять, что жизнь состоит из разных этапов. Вчера был один, завтра будет другой.
– Да, наверное, вы не предполагали, что когда-нибудь станете управлять и театром «Сфера». Сложно шел этап знакомства, притирки друг к другу?
– Скорее, настороженно. В этом я «Сферу» прекрасно понимаю: для них весной прошлого года просто рухнул мир. И все те воинственные публикации были связаны с неизвестностью, непониманием, что с ними будет. Они сейчас немного расслабились, потому что понимают: я - за них. Как и Михаил Захарович знает, что я за него и за театр «Эрмитаж». Кстати, он тоже переживал из-за объединения: не хотел, чтобы его считали кровожадным человеком, который пошел на уничтожение династии Коршуновых. Ведь тогда объединение воспринималось именно так.
Как и Михаилу Захаровичу, я сказала Александру Викторовичу, как он талантлив и уникален. Это часть моей работы. Я должна внушить спокойствие, уверенность в успехе и обеспечить надежный тыл, чтобы худрук и главный режиссер занимались творчеством, придумывали новые спектакли.
– В чем же тогда был смысл слияния, если это два абсолютно разных театра?
– На этот вопрос лучше всего ответит время. Когда реконструкция исторического здания театра «Эрмитаж» закончится, в саду будут полноценно работать два замечательных творческих коллектива. Уверена, что не вопреки, а благодаря различиям между ними, разнообразию творческих программ и подходов зритель нашего театра только выиграет.
– В Департаменте культуры вам цели объединения тоже не называли?
– Я не задавала таких вопросов. Если было принято такое решение, значит, для этого были причины. Передо мной просто ставится задача, которую я выполняю. Ни больше ни меньше.
Источник: "Театрал" 4(211), апрель 2023
АНАСТАСИЯ МОГИНОВА: «НУЖНО ВСЕГДА УМЕТЬ ДОГОВАРИВАТЬСЯ»
Автор: Анастасия ЕВТЕФЕЕВА | Фото: пресс-служба театра
В июне 2022 года Анастасия МОГИНОВА, человек для театра не новый, назначена директором театра «Эрмитаж», к которому незадолго до этого присоединили театр «Сфера», несмотря на его масштабную кампанию по сохранению своей самостоятельности. О том, как два авторских театра живут после объединения, о планах на будущее и итогах прошедшего, – в интервью «Театрала».
– Анастасия Рафисовна, начать разговор хотелось бы с реконструкции исторического здания театра «Эрмитаж», которая тянется уже 12-й год. Как обстоят дела сейчас?
– Надеюсь, что с историческим зданием все будет хорошо, и мы скоро вернемся в свой дом. Про сроки ничего сказать не могу - я не строитель. Этими вопросами занимается специальный человек. Дело в том, что здание признано памятником архитектуры, и это осложняет работы: изначально у нас планировался капремонт, а теперь это реконструкция. Хочется верить, что скоро в здании театра начнутся строительные работы.
Через два года у нашего художественного руководителя Михаила Захаровича Левитина юбилей. И мы, конечно, очень бы хотели отпраздновать его в нашем доме, в историческом здании «Эрмитажа».
– За эти годы уже что-то было сделано?
– Нет, ничего. Пока что мы своими силами поддерживаем здание в надлежащем виде: чистим снег, следим за территорией, латаем крышу, – чтобы наш театр дождался той самой реставрации.
– Вы сейчас директор не только «Эрмитажа», но и «Сферы». Как выстроили систему управления двумя театрами? Я говорю «двумя театрами», потому что «Сфера» осталась достаточно самостоятельной, со своим репертуаром и труппой.
– Вы прекрасно знаете, что по документам эти театры теперь единое юрлицо и «Сфера» стала структурным подразделением «Эрмитажа». Но я не делаю между ними различий – отношусь как к двум детям в семье. Да, они разные по характеру, но для меня они равноправны и одинаково любимы. Мы сейчас уже привыкли друг к другу, научились доверять.
«Сфера» очень поющий театр. Вот мы с вами разговариваем, а они поехали в госпиталь Бурденко с концертом, поддержать наших раненых. Вообще, «Сфера» очень активно участвует в жизни города. Я надеюсь, что и «Эрмитаж» последует ее примеру. Будем стараться использовать сильные стороны каждого из театров на общее благо.
– Это так и останутся два разных по сути театра, или со временем будут предприниматься попытки привести их к единому стилю?
– Ни в коем случае. Потому что театр «Эрмитаж» – это авторский театр Михаила Левитина, а театр «Сфера» – это авторский театр Екатерины Еланской.
Традиции основателей почитаются и сохраняются и там, и там. Мы очень дружны коллективами, а с административной точки зрения – это одно учреждение. Но репертуарная политика у каждого своя и не может стать единой.
– Какие пути развития вы, как директор, видите для театра «Эрмитаж»?
– У людей сейчас немного поводов для улыбки, поэтому мы хотим хоть немного порадовать зрителя. Тем более что театр Михаила Левитина - это театр клоунады. Он в свое время хотел даже назвать театр «Школа клоунов». И великие клоуны, которым Михаил Захарович всегда поклонялся, играют большую роль в эстетике «Эрмитажа».
– Что из запланированного на сезон уже удалось реализовать и какие планы строите на ближайшее будущее?
– В этом сезоне мы уже приняли в репертуар три постановки по итогам творческой лаборатории «Театр Михаила Левитина глазами его учеников». Это дипломный спектакль «Поклонницы» ученицы Левитина Ирины Богдановой, «Я, Леня Енгибаров» Алевтины Пузырниковой и «Сказы нянюшки Арины» Ольги Левитиной.
Еще в этом сезоне у нас вышла большая премьера по Михаилу Булгакову «Путешествие на Багровый остров» в постановке Михаила Левитина.
Из запланированного: еще одна постановка Михаила Захаровича «Слепые кони Фортуны» по роману Гайто Газданова и детский спектакль «Сказки дядюшки Римуса» Алевтины Пузырниковой. Мы надеемся выпустить их в этом сезоне, но если не получится, то уйдем в осень.
– А какие планы у театра «Сфера»?
– В прошлом сезоне Александр Викторович Коршунов выпустил спектакли «Без вины виноватые» и «Незнайка и его друзья», а молодой и талантливый выпускник ГИТИСа Иван Рубцов представил на суд зрителей спектакль «Земля Эльзы». В этом сезоне Александр Викторович поставил очаровательную французскую комедию «Подсвечник» по пьесе Альфреда де Мюссе. В мае у нас грядет премьера спектакля «Ревизор», режиссер Сергей Виноградов. Уже активно идут репетиции, утвержден макет спектакля. Осенью будет еще одна премьера Александра Викторовича, но ее мы проанонсируем позже.
– В декабре в СМИ сообщалось о том, что зрители стали активнее ходить в театры, продажи билетов выросли на 40%. Как это отразилось на экономических успехах ваших коллективов?
– Зрителям нужен сейчас театр. Про «Сферу» могу сказать, что туда зрители всегда идут активно. Это любимый театр своего зрителя, как и «Эрмитаж».
Действительно, в ноябре-декабре стали покупать больше билетов и делать это сильно заранее. Если прежде билеты разлетались за два-три дня до спектакля, то на многие предновогодние постановки все было раскуплено уже за месяц. Но после новогодних праздников волна активности немного схлынула - это нормальная театральная практика, когда до 25 января происходит спад продаж. Сейчас все вернулось на круги своя: в среднем в театре «Эрмитаж» посещаемость составляет 72%, «Сферы» - 90%.
– Мы говорили с вами о лаборатории, благодаря которой в репертуар театра «Эрмитаж» вошли новые спектакли. Вы, будучи директором, как относитесь к таким лабораториям?
– Я к ним отношусь крайне положительно. Более того, я инициирую подобные вещи, потому что это дает возможность артистам показать эскизы своих работ, а не сидеть и ждать, когда позовут на роль. Лаборатории сейчас пользуются большой популярностью - они проходят почти во всех театрах. Когда артистам дают возможность выразить себя, то театр не стагнирует, он живет. Такие лаборатории еще и незатратны: помещения в театре есть, кое-какой реквизит тоже. Нужны только идея и талант.
В основу нашей лаборатории легли работы учеников Михаила Левитина, которые в разные годы окончили его мастерскую в ГИТИСе. В рамках такой лаборатории артисты и начинающие режиссеры представляют худсовету театра эскизы, которые либо доделывают и пускают в репертуар, либо откладывают.
– Анастасия Рафисовна, в прошлом вы продюсер. Этот опыт как-то помогает управлять государственным репертуарным театром?
– Да, у меня есть довольно большой продюсерский опыт. И он помогает мне быстро и четко давать оценку происходящему, оперативно находить выход из сложной ситуации. Ведь будучи продюсером, ты рискуешь только своими деньгами, и приходится находить единственно верное решение. Это очень мощная профессиональная закалка. Отчасти поэтому меня не страшит, что сейчас я фактически руковожу двумя совершенно разными репертуарными театрами.
– Если вы, как директор, понимаете, что спектакль может оказаться неуспешным, то окончательное решение, выпускать его или нет, остается за вами или за художественным руководителем?
– Я могу высказать свои опасения художественному руководителю или главному режиссеру, но они как руководящие творческие единицы берут на себя значительную часть ответственности за успех спектакля. Конечно, в театре бывает всякое, но в любом случае все службы будут работать с тем, что есть, чтобы прежде всего покрыть расходы на постановку.
Право вето есть как у художественного руководителя/главного режиссера, так и у директора, который несет финансовую ответственность за спектакли. Но говорить ультимативно: «Нет», – это про характер и амбиции. Нужно всегда уметь договариваться. У нас же одна задача: сделать театр успешным.
– Из-за должности в госучреждении в свое время вам пришлось оставить продюсерскую компанию «М-АРТ». Сложно далось это решение?
– Да, такое решение я приняла несколько лет назад, когда пришла работать в театр. Сложно ли мне было бросить свое детище? Непросто. В жизни приходится принимать непростые решения. Я о своем совершенно не жалею, как и мой брат. Просто надо принять, что жизнь состоит из разных этапов. Вчера был один, завтра будет другой.
– Да, наверное, вы не предполагали, что когда-нибудь станете управлять и театром «Сфера». Сложно шел этап знакомства, притирки друг к другу?
– Скорее, настороженно. В этом я «Сферу» прекрасно понимаю: для них весной прошлого года просто рухнул мир. И все те воинственные публикации были связаны с неизвестностью, непониманием, что с ними будет. Они сейчас немного расслабились, потому что понимают: я - за них. Как и Михаил Захарович знает, что я за него и за театр «Эрмитаж». Кстати, он тоже переживал из-за объединения: не хотел, чтобы его считали кровожадным человеком, который пошел на уничтожение династии Коршуновых. Ведь тогда объединение воспринималось именно так.
Как и Михаилу Захаровичу, я сказала Александру Викторовичу, как он талантлив и уникален. Это часть моей работы. Я должна внушить спокойствие, уверенность в успехе и обеспечить надежный тыл, чтобы худрук и главный режиссер занимались творчеством, придумывали новые спектакли.
– В чем же тогда был смысл слияния, если это два абсолютно разных театра?
– На этот вопрос лучше всего ответит время. Когда реконструкция исторического здания театра «Эрмитаж» закончится, в саду будут полноценно работать два замечательных творческих коллектива. Уверена, что не вопреки, а благодаря различиям между ними, разнообразию творческих программ и подходов зритель нашего театра только выиграет.
– В Департаменте культуры вам цели объединения тоже не называли?
– Я не задавала таких вопросов. Если было принято такое решение, значит, для этого были причины. Передо мной просто ставится задача, которую я выполняю. Ни больше ни меньше.
Источник: "Театрал" 4(211), апрель 2023
