13 октября 2024
“Спектакль о Елене Блаватской?! Как такое возможно?! Подобных ещё мир не видывал! Да и… зачем он нужен?” Вот как-то так лично я подумала бы ещё пару месяцев назад. Ну, и конечно же, ни за что в жизни материалистично мыслящая я не отправилась бы на подобную премьеру. Но в театре случается всё, а новости, принесённые с августовского сбора труппы театра “Эрмитаж”, чётко дали понять: Михаил Левитин готовит нечто настолько интересное, что пропустить “Весёлую женщину” (а именно такое название получила постановка) я себе не позволю.
“Комедия о Блаватской” – так обозначен жанр спектакля в афише. А я бы даже сказала, фарс. Разудалый, разухабистый, гротесковый, искрящийся фарс. В центре которого – она, сотворительница всего этого хаоса, почти единственный живой и достоверный человек среди череды масок, Елена Петровна – для семьи Лёля.
Дело в том, что ни драматург, Михаил Левитин-мл. (между прочим, в прологе спектакля выступающий в роли актёра), ни постановщик, Михаил Левитин, не собираются подробно расписывать зрителям жизнеописание своей героини или приводить публику к однозначному выводу, кем же была Блаватская: уникумом, нащупавшим связь с иным миром, или талантливой шарлатанкой. Да и о мистике с теософией рассуждать никто не будет. Нас погружают исключительно в тифлисский период жизни Елены Петровны – пусть он и разделён на две части, до побега будущей оккультистки из родного дома и после её возвращения через 10 лет.
И именно здесь, в Тифлисе (то бишь, в Тбилиси), под жарким солнцем Грузии, как считают создатели спектакля, Лёля начала превращаться в ту самую великую Блаватскую, которую знает мир. А уж открыла ли Елена Петровна секрет спиритизма и ясновидения или же проникла в тайну “400 сравнительно честных способов отъёма денег”, это вы решайте сами. Но вот то, что женщиной Блаватская была яркой, неординарной, а главное – весёлой, вы осознаете стопроцентно.
Интересно, что все события нам показаны как бы сквозь призму восприятия 10-летнего мальчика – двоюродного брата Блаватской, Серёжи Витте, который через много лет станет Тем Самым председателем Комитета министров Российской империи. Вот почему историческая реальность трактована через фарс и гротеск: так всё запомнилось ребёнку, так, почти как сказку, воспринимал он развернувшиеся вокруг него события, и героями этой сказки стали окружающие мальчика люди. Настоящая, не преломлённая сквозь лучи фантазии и воображения в памяти Серёжи только Лёля – ибо она единственная относилась к мальчишке с полной серьёзностью, дарила дружбу и тепло (ну, уж как умела).
И здесь тот случай, когда совершенно неважно, соответствует ли то, что показано в спектакле, историческим фактам. Во-первых, Серёжа Витте мог что-то перепутать, неверно запомнить, наконец, что-то досочинить и поверить в это (ну, ребёнок же). А во-вторых, сама Блаватская была та ещё выдумщица и мистификаторша: никто точно не знает, например, где она была и что делала на протяжении тех самых десяти лет побега, тем более, что Лёля абсолютно не смущалась выдавать на-гора абсолютно разные версии одних и тех же событий – нередко диаметрально противоположные.
Потому биографии Блаватской пишутся не на основе твёрдых фактов, а с опорой на то, каких взглядов придерживается жизнеописатель, считает ли он Елену Петровну философом и выдающимся теософом или же уверен, что большей лгуньи ещё поискать. И “Весёлая женщина” вполне гармонично вписывается в стройный ряд попыток осмыслить личность Блаватской – и получается это у создателей, на мой взгляд, великолепно.
Важный момент: приходя в театр, вы должны хотя бы в общих чертах представлять, кто такая Елена Петровна и чем она знаменита. Ибо в действие вас окунут резко, не интересуясь, вникли ли вы уже в происходящее, и нужно будет сразу следовать за сюжетом, не тратя время на знакомство и расшаркивания (и именно тут это правильно – некогда раскачиваться, пора следовать за метущейся душой Лёли!).
Здесь всё “по Левитину”: эмоционально, громко, чувственно, на разрыв. Здесь может быть ультранизкий темп происходящего – но при этом невероятный внутренний драйв. И в итоге три действия спектакля (да, он идёт аж с двумя антрактами) пролетают невероятно быстро, оставляя после себя чувство лёгкости и приятнейшее театральное послевкусие.
Читать полную версию статьи
“Комедия о Блаватской” – так обозначен жанр спектакля в афише. А я бы даже сказала, фарс. Разудалый, разухабистый, гротесковый, искрящийся фарс. В центре которого – она, сотворительница всего этого хаоса, почти единственный живой и достоверный человек среди череды масок, Елена Петровна – для семьи Лёля.
Дело в том, что ни драматург, Михаил Левитин-мл. (между прочим, в прологе спектакля выступающий в роли актёра), ни постановщик, Михаил Левитин, не собираются подробно расписывать зрителям жизнеописание своей героини или приводить публику к однозначному выводу, кем же была Блаватская: уникумом, нащупавшим связь с иным миром, или талантливой шарлатанкой. Да и о мистике с теософией рассуждать никто не будет. Нас погружают исключительно в тифлисский период жизни Елены Петровны – пусть он и разделён на две части, до побега будущей оккультистки из родного дома и после её возвращения через 10 лет.
И именно здесь, в Тифлисе (то бишь, в Тбилиси), под жарким солнцем Грузии, как считают создатели спектакля, Лёля начала превращаться в ту самую великую Блаватскую, которую знает мир. А уж открыла ли Елена Петровна секрет спиритизма и ясновидения или же проникла в тайну “400 сравнительно честных способов отъёма денег”, это вы решайте сами. Но вот то, что женщиной Блаватская была яркой, неординарной, а главное – весёлой, вы осознаете стопроцентно.
Интересно, что все события нам показаны как бы сквозь призму восприятия 10-летнего мальчика – двоюродного брата Блаватской, Серёжи Витте, который через много лет станет Тем Самым председателем Комитета министров Российской империи. Вот почему историческая реальность трактована через фарс и гротеск: так всё запомнилось ребёнку, так, почти как сказку, воспринимал он развернувшиеся вокруг него события, и героями этой сказки стали окружающие мальчика люди. Настоящая, не преломлённая сквозь лучи фантазии и воображения в памяти Серёжи только Лёля – ибо она единственная относилась к мальчишке с полной серьёзностью, дарила дружбу и тепло (ну, уж как умела).
И здесь тот случай, когда совершенно неважно, соответствует ли то, что показано в спектакле, историческим фактам. Во-первых, Серёжа Витте мог что-то перепутать, неверно запомнить, наконец, что-то досочинить и поверить в это (ну, ребёнок же). А во-вторых, сама Блаватская была та ещё выдумщица и мистификаторша: никто точно не знает, например, где она была и что делала на протяжении тех самых десяти лет побега, тем более, что Лёля абсолютно не смущалась выдавать на-гора абсолютно разные версии одних и тех же событий – нередко диаметрально противоположные.
Потому биографии Блаватской пишутся не на основе твёрдых фактов, а с опорой на то, каких взглядов придерживается жизнеописатель, считает ли он Елену Петровну философом и выдающимся теософом или же уверен, что большей лгуньи ещё поискать. И “Весёлая женщина” вполне гармонично вписывается в стройный ряд попыток осмыслить личность Блаватской – и получается это у создателей, на мой взгляд, великолепно.
Важный момент: приходя в театр, вы должны хотя бы в общих чертах представлять, кто такая Елена Петровна и чем она знаменита. Ибо в действие вас окунут резко, не интересуясь, вникли ли вы уже в происходящее, и нужно будет сразу следовать за сюжетом, не тратя время на знакомство и расшаркивания (и именно тут это правильно – некогда раскачиваться, пора следовать за метущейся душой Лёли!).
Здесь всё “по Левитину”: эмоционально, громко, чувственно, на разрыв. Здесь может быть ультранизкий темп происходящего – но при этом невероятный внутренний драйв. И в итоге три действия спектакля (да, он идёт аж с двумя антрактами) пролетают невероятно быстро, оставляя после себя чувство лёгкости и приятнейшее театральное послевкусие.
Читать полную версию статьи