MK.RU: 65 лет «с пулей в сердце…»

09 октября 2024
Еще на сборе труппы бессменный художественный руководитель «Эрмитажа» Михаил Левитин анонсировал, что традиционного юбилейного торжества с хвалебными речами и поздравлениями не будет. «Мы поделимся с вами сценами-петардами, сценами-выстрелами из знаковых постановок «Эрмитажа». Это будет непохоже на юбилейный вечер. Мы занимаемся творчеством, своим театром», — начал голос худрука за сценой перед началом театрального действа. Но на сцену взглянем позже (а там будет на что и на кого посмотреть!). Уже у входа в театр становится совершенно ясно: случайных людей сегодня будет сложно встретить среди зрителей. Преданные поклонники авторского театра Левитина, талантов его актерской труппы — вот кто, очевидно, пришел сюда сегодня. Элементарный способ выразить свою любовь к артисту и к театру — вручить цветы, не столь распространенная традиция в наши дни, особенно когда речь идет о театре. Но сегодня в фойе особенно много букетов, которые в финале вечера покроют сцену и даже скроют лица артистов. В толпе гостей у гардероба Ольга Остроумова, которая имеет к театру непосредственное отношение. Ведь некогда актриса была супругой Михаила Левитина, и вместе с ним проходила тернистый путь развития «Эрмитажа». И по сей день актриса не остается равнодушной к театру, посещая если не все мероприятия здесь, то самые знаковые — точно. Премьера «Веселой женщины» — да, юбилейный вечер театра — тоже да. С ней сын, Михаил Левитин-младший. Задник на сцене переносит нас к подножию оперного театра в Одессе, в город, который так близок и дорог самому Левитину, где режиссер провел детство и юность. Появляется пианист Андрей Семенов. Под единственным лучом прожектора, сфокусированном на рояле, он запевает ожидаемую композицию «У Черного моря», славу которой принес Леонид Утесов, тоже родом из Одессы. Атмосфера несколько кабацкая за счет манеры аккомпанирования. Вторая песня тоже об Одессе, но уже из репертуара театра «Эрмитаж». Здесь со зрителем решают поиграть и создать даже не 3D-эффект, а 5D — за кулисами солисту вдруг начинает подпевать хор артистов. Затем возникает звучание второго рояля. В зале суета, гости вечера завертели головами в поисках источника звука и нашли: за их спинами в углу зрительного зала обнаруживается еще одна небольшая сцена, где расположился второй рояль и скрипачка. И тут начали «пулять». Вылетает Кречинский, а точнее, Евгений Редько в образе из спектакля «Свадьба Кречинского», выдает монолог. Следующий выстрел — невообразимо потешная сцена из «Меня нет дома» по Хармсу. Остановимся возле этой фамилии. <...> Чередовали массовые сцены и монологи. Монолог из постановки «Капнист туда и обратно» читали сразу двое — Борис Романов, которого худрук деликатно прервал и попросил передать слово тому, кто роль Капниста обычно и исполнял — Алексею Шулину, ушедшему из жизни в прошлом году. В зале наступила полная темнота, как вдруг на стене в зрительном зале подсветился портрет актера. Оттуда актер и говорил с залом, как и прежде…

Финишный театральный выстрел совершил Владимир Шульга, который палил в зрительный зал монологом Емельки из спектакля «Цари».

Юбилейный вечер требовал яркой точки. Хотелось послушать худрука, автора своеобразной «эрмитажной» религии, которой все присутствующие в зале явно поклоняются. И он вышел и дал наконец то, что от него ожидали. Но речь была неожиданной. Левитин рассказал о том, что его недавно спросили, есть ли у него желание поставить спектакль о Лесе Курбасе (украинский актер и режиссер — М.Ч.). Левитин ответил, что сейчас не время, но поделился важным для себя фактом, связанным с Курбасом:

«Он жил с пулей в сердце, которую получил на дуэли в 17 лет, ее нельзя было вынимать, он бы умер. И я себе всю жизнь говорю, что нужно жить с пулей в сердце, хоть не настоящей, но хоть какой-то. Надо делиться сердцем, а сердце должно быть с пулей, — шутливо добавляя, — вот какой ужас я вам говорю».

Читать полную версию статьи.